29 октября, четверг 07:50

Законодательство о закупках активно меняется

21.04.2020

В рамках повышения эффективности функционирования системы осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд в текущем месяце уже дважды приняты изменения в Федеральный закон о контрактной системе, а также рассмотрен Государственной Думой Российской Федерации третий пакет поправок.

Кроме того, высказался по вопросам, касающимся функционирования системы закупок и Конституционный Суд Российской Федерации.

Первым пакетом стал Федеральный закон от 1 апреля 2020 № 98-ФЗ в связи с распространением коронавирусной инфекции, которым упрощен порядок проведения закупок:

1. До 31 декабря 2020 г. при осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства заказчики вправе не требовать от таких организаций обеспечение исполнения контрактов и гарантийных обязательств (ст.112 Федерального закона № 44-ФЗ дополнена новой ч.64). Исключением являются контракты, предусматривающие выплату аванса.

2. Суммы начисленных неустоек (штрафов, пеней) в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения контрактов в 2020 году подлежат списанию в особом порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2018 г. №783.

3. В случае, если контрактом предусмотрены этапы его исполнения, сумма неустойки (штрафа, пени) будет исчисляться не от цены всего контракта, а от цены соответствующего отдельного этапа исполнения контракта.

4. В 2020 году допускается изменение срока и цены контракта, невозможность исполнения которого обусловлена распространением новой коронавирусной инфекцией. При этом необходимо иметь письменное обоснование такого изменения и решение высшего органа исполнительной власти или местной администрации, а поставщик должен предоставить обеспечение исполнения такого контракта в части новых обязательств, не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением. В отдельных случаях размер обеспечения может быть уменьшен.

5. В положения ч. 55 и 57 ст. 112 федерального закона о контрактной системе об «особенностях» закупок в сфере строительства внесены следующие изменения.

Особый порядок осуществления закупок и исполнения контрактов на создание объектов капитального строительства теперь распространяются не только на объекты, возводимые в рамках национальных проектов. Правительство России, высшие исполнительные органы власти субъектов РФ, а также местные администрации смогут сформировать новые перечни таких объектов уже после 1 апреля 2020 года. Право формировать такие перечни будет у органов исполнительной власти будет до 1 января 2024 г.

В случае, если объект капитального строительства включен в такой специальный перечень и его создание будет осуществляться в особом порядке, предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства. В этом случае можно закупать любое, предусмотренное проектной документацией оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации объекта, а не только медицинское оборудование, как это было установлено ранее.

Вторым пакетом стал Федеральный закон от 04.04.2020 № 107-ФЗ «О внесении изменений в статью 112 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» , который предусматривает, что до 31 декабря 2020 г. заказчики, уполномоченные органы и учреждения вправе осуществлять закупки, в том числе оборудования и техники, работ по выполнению инженерных изысканий, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту, сносу объектов капитального строительства (включая автодороги), работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, или осуществлять выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в порядке, который согласован с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти и установлен нормативными правовыми актами Крыма. При этом расчеты по контрактам, заключаемым по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подлежат казначейскому сопровождению.

Кроме того, Государственной Думой Российской Федерации 17 апреля 2020 года одобрены поправки к Закону о контрактной системе и Федеральному закону от 18 июля 2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», изложенные в проекте Федерального закона №711277-7.

Поправки касаются обеспечения исполнения контрактов и гарантийных обязательств по контракту, изменения его условий в части авансирования, осуществления закупок малого объема, проверки участников закупок и ряда других положений. В частности:

- требование обеспечения гарантийных обязательств будет правом заказчика, а не обязанностью;

- уменьшен допустимый минимум обеспечения исполнения контракта с 5% НМЦК до 0,5 % НМЦК;

- предусматривается отсутствие установленного обеспечения исполнения контракта при казначейском сопровождении расчетов. При казначейском сопровождении аванса по закупкам по п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона №44-ФЗ размер обеспечения исполнения контракта будут считать от НМЦК, уменьшенной на размер аванса.

- законопроектом дополняется перечень существенных условий контракта, которые можно изменить в 2020 году, а именно: допускается изменение цены, срока исполнения контракта и авансирования, если оно было предусмотрено.

Также законопроект предусматривает правила исчисления сроков для проведения закупок по Федеральному закону №223-ФЗ в дни, объявленные в 2020 году нерабочими в связи с коронавирусом. По этим правилам:

  • сроки, которые по Федеральному закону № 223-ФЗ и подзаконным актам исчисляются исключительно в рабочих днях, следует считать в календарных. В этих расчетах не нужно учитывать субботу и воскресенье;

  • последний день срока, который приходится на указанный период, нужно переносить только в том случае, если он выпадает на субботу или воскресенье.

Также, 9 апреля 2020 года свои замечания к действующей системе закупок дал Конституционный суд Российской Федерации, который проверил конституционность п. 2 ч. 3 ст. 104 закона о контрактной системе и признал его не соответствующим главному закону страны в той мере, в какой он позволяет включать в реестр недобросовестных поставщиков информацию о физических лицах - учредителях юридического лица (акционерного общества), которые не являются его участниками (акционерами) к моменту заключения и исполнения этим юридическим лицом контракта в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.