25 сентября, суббота 18:46

НОСТРОЙ внес предложения по совершенствованию законодательства о приаэродромных территориях и КРТ

07.07.2021

О практическом применении изменений законодательства о приаэродромных территориях и комплексном развитии территорий (КРТ) рассказал исполнительный директор Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Виктор Прядеин в ходе заседания Комиссии в сфере градостроительной деятельности и архитектуры Общественного совета при Минстрое России во вторник, 6 июля. В мероприятии также принял участие координатор нацобъединения по Сибирскому федеральному округу, председатель Научно-консультативной комиссии НОСТРОЙ Максим Федорченко.

Виктор Прядеин рассказал о ключевых изменениях законодательства о приаэродромных территориях (ПАТ). Он отметил, что со вступлением в силу с 1 июля этого года Федерального закона № 191-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» удалось решить ряд проблемных вопросов в этой сфере. Вместе с тем спикер акцентировал внимание участников заседания на том, что, несмотря на принятие нового закона, остаются нерешенными некоторые проблемы, связанные с установлением приаэродромных территорий. Основная часть этих проблем касается седьмой подзоны ПАТ. В этой части нацобъединением предлагается закрепить приоритет интересов городского развития над интересами развития аэродромов. Причем речь идет именно о поиске необходимого баланса интересов, подчеркнул Виктор Прядеин, с учетом задач национального проекта «Жилье и городская среда», который требует увеличения с каждым годом объемов вводимого жилья.

Также спикер перечислил предложения по усовершенствованию законодательства о ПАТ для четырех других подзон: третьей (полосы воздушных подходов аэродромов), четвертой (ограничения, связанные с размещением средств навигации, посадки, связи и т.п.), пятой (запрет размещения опасных производств) и шестой (запрет размещения объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц).

Необходимость снятия проблемных вопросов подтвердил и Максим Федорченко, отметив, что зачастую с ними сталкиваются и в регионах.

Комиссией поддержаны озвученные предложения НОСТРОЙ.

Исполнительный директор НОСТРОЙ также рассказал и о тех проблемах, которые могут сложиться при практическом применении единого механизма КРТ, который введен Федеральным законом № 494-ФЗ.

В частности, Виктор Прядеин напомнил, что законом устанавливаются требования к наличию у участника торгов опыта строительства в совокупном объеме не менее 10% от объема строительства, предусмотренного решением о КРТ. Однако при этом, отметил докладчик, не устанавливается порядок определения такого объема на этапе проведения торгов, что может повлечь возникновение споров между инвесторами и органами власти, оспаривание результатов торгов на право заключения договора о КРТ. В связи с этим НОСТРОЙ предлагает подготовить методические рекомендации для организаторов торгов; снизить или отменить требования к опыту для мелких и средних застройщиков, низкомаржинальных проектов, строительства ИЖС.

Также новый закон позволяет уполномоченному органу расторгать договор о КРТ в одностороннем (внесудебном) порядке в случае неисполнения инвестором своих обязательств по строительству. Таким образом, любая просрочка ввода объектов в эксплуатацию может привести к одностороннему отказу уполномоченных органов от договора, что является чрезмерной мерой. Нацобъединением предлагается закрепить в законе условие, что договор КРТ в соответствующих случаях должен расторгаться в судебном порядке.

В своем выступлении Виктор Прядеин сделал акцент на том, что законом не предусмотрена возможность проведения редевелопмента территорий, полностью занятых аварийными и ветхими индивидуальными жилыми домами. Закон требует, чтобы на таких территориях обязательно был хотя бы один аварийный или ветхий многоквартирный дом. НОСТРОЙ считает, что целесообразно разрешить включать в территории КРТ жилой застройки объекты ИЖС независимо от наличия на той же территории многоквартирных домов.

Еще одной проблемой спикер назвал то, что при реализации проектов КРТ между началом реализации проекта и получением ГПЗУ в отношении конкретного участка может пройти значительное время, в течение которого инвестор не может обращаться за заключением соглашения о защите и поощрении капиталовложений в соответствии с Федеральным законом от 01.04.2020 № 69-ФЗ. В связи с этим нацобъединение предлагает исключить для инвесторов, заключивших договоры КРТ, требование о представлении вместе с заявлением о заключении соглашения о защите и поощрении капиталовложений разрешения на строительство, ГПЗУ, ППТ; наделить их правом на подачу такого заявления с момента заключения договора о КРТ.

Члены Комиссии поддержали озвученные предложения НОСТРОЙ. Свои комментарии по предложениям дали ответственный секретарь Экспертного совета по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства при Комитете Государственной Думы по транспорту и строительству Светлана Бачурина и вице-президент НОПРИЗ Алексей Воронцов. Заместитель директора департамента комплексного развития территорий Минстроя России Максим Галь добавил, что Минстрой России по ПАТ и КРТ выработал подходы еще в 2020 году. Предложенные и озвученные НОСТРОЙ подходы по совершенствованию вопросов восстановления ПАТ со стороны ведомства направлены в качестве замечаний и предложений к соответствующим законопроектам, разработка которых в настоящее время осуществляется отраслевыми органами исполнительной власти.

Представитель Минстроя России также сообщил, что в настоящий момент министерством проводится работа по обобщению проблемных вопросов применения нового законодательства о КРТ, которые возникают у субъектов Российской Федерации, в целях дальнейшего проведения совместного практического семинара, посвященного разъяснению указанных вопросов.

Руководитель Комиссии в сфере градостроительной деятельности и архитектуры Общественного совета при Минстрое России Татьяна Тихонова резюмировала, что скорейшее принятие предложений НОСТРОЙ по совершенствованию законодательства в сфере ПАТ и КРТ позволит обеспечить максимальную эффективность и прозрачность реализации инвестиционно-строительных проектов.

 В.В.Прядеин "Изменения законодательства о приаэродромных территориях и комплексном развитии территорий "