20 мая, пятница 04:08

Президент НОСТРОЙ Антон Глушков принял участие в дискуссии по реализации нацпроекта «Жилье и городская среда» на телеканале РБК

21.12.2021

Один из 14 национальных проектов, реализуемых в России, называется «Жилье и городская среда». Насколько эффективна реализация нацпроекта в 2021 году? Об этом вел речь обозреватель РБК Игнат Бушухин с представителями профессионального сообщества — президентом Национального объединения строителей Антоном Глушковым, членом бюро правления РСПП, президентом НОЗА Леонидом Казинцом и президентом Фонда «Институт экономики города» Надеждой Косаревой.

Игнат Бушухин, обозреватель

— Коллеги, в этом году в России ожидается строительство около 86 млн кв. м жилья. Об этом недавно заявил вице-премьер Марат Хуснуллин. Скажите, что это значит для отрасли?

Антон Глушков, президент НОСТРОЙ

— На 1 ноября этого года уж введено 72,5 млн кв. м. Это на 30% больше аналогичного периода 2020 года. Если смотреть структуру этого ввода, то 31,8 млн кв. м составляют многоквартирные жилые дома и 47 млн кв. м — это индивидуальное домостроение. Прирост, конечно, происходит в большей степени в пользу индивидуального домостроения, в сравнении с 2020 годом — на 40%. Это значительная величина. Но опять же напомню, в паспорте национального проекта у нас объем индивидуального домостроения к 2030 году должен составить 50 млн кв. м. С учетом так называемой дачной амнистии мы понимаем, что основной прирост, на который делается акцент, это, конечно, индивидуальное домостроение. И в принципе те шаги, которые сейчас предпринимаются в отношении стимулирования, потому что даже 86 млн кв. м, которые наверняка уже будут достигнуты, — мы видим, что этот показатель достижим, мы все равно равняемся на горизонт 2030 года и 120 млн кв. м.

Леонид Казинец, член бюро правления РСПП, президент НОЗА

— Понятно. Леонид, льготная ипотека — что думаете? Стоит ли продлевать эту программу?

— На сегодняшний момент… ипотека… Вот льготная — она хороший инструмент, который все-таки у людей создает стимул покупки.

Если раньше однозначно любой человек немедленно хотел купить себе квартиру, то сейчас это почти экономическое решение. Если экономическое решение не в сторону покупки, то люди начинают думать: давайте попробуем арендовать. Это не развивает территорию.

Те инвестиции, которые сегодня не идут в покупку жилья, идут в аренду. Они не так уж градостроительно интересны. Поэтому у людей нужно создавать стимул покупки. История о том, что льготная ипотека повышает цену, — я категорически не согласен. Если мы разложим рост цены последнего периода на более длинный, на пять-шесть лет, мы получим в районе инфляции или чуть больше.

Это нормально. Это привлекательный и, там, не социальный продукт. Это не поддержка, транспортная история, да? Поэтому недвижимость, особенно жилье, привлекательно и, безусловно, должно дорожать. И не льготная ипотека этому причина — в целом конъюнктура на рынке. Спрос-предложение, возможности инвестиций и так далее. Поэтому считаю, что льготная ипотека — важнейший государственный инструмент. Может быть, единственный, по-настоящему действительно работающий государственный инструмент. Который поддерживает, с одной стороны, граждан. Люди имеют право купить жилье — доступное жилье. И доступность — это как раз вопрос поддержки ипотечной ставки. И второе — это, конечно, развитие отрасли и в целом экономики. Потому что именно введенный в оборот через покупку жилья, через поддержанную ипотеку рубль дает 17-кратный оборот в экономике и возвращает налогов за очень короткий период гораздо больше, чем реально государство тратит на поддержку ипотеки. То есть это [механизм,] очень быстро возвращающий, в течение года, инвестиции для бюджета.

Надежда Косарева, президент Фонда «Институт экономики города»

— Формирование комфортной городской среды — еще одна федеральная программа нацпроекта. Надежда Борисовна, как эта программа меняет наши города? Удалось ли отойти от чиновничьего подхода в реализации этой программы?

— За последние годы — программа начала у нас где-то в 2018 году реализовываться — действительно достигнуты очень существенные и значимые результаты по благоустройству и общественных пространств в городах, и придомовых территорий. У Минстроя есть такой Индекс качества городской среды. И по этому индексу почти 90% наших городов, а замечены 1116, улучшили состояние качества городской среды. И в первую очередь, как это ни странно, в малых городах произошли изменения. Но этому, наверное, способствовала и бюджетная поддержка из федерального бюджета малых городов и исторических поселений в рамках ежегодного конкурса таких вот проектов преобразования городской среды.

Если говорить о преодолении чиновничьего подхода, то эта задача тоже поставлена в федеральном проекте «Городская среда». Там есть такой целевой показатель, как доля граждан старше 14 лет, которые участвуют в обсуждении и принятии решения по проекту улучшения качества городской среды.

— Горожан слышат?

— Вот смотрите. Эти цифры мониторятся. Значит, 2018 год — 5% участвует. 2020 год — 12,5% участвует, тот есть почти в три раза больше. И к 2024 году целевой показатель — 30%. Где слышат и слушают горожан при реализации крупных городских проектов, там благоустройство набережных, парков и так далее. Горожане участвуют в рейтинговом голосовании при выборе проектов. При благоустройстве придомовых территорий у собственников жилья, которое относится [к этим территориям], это участие в принятии уже конкретных решений — что и как: какой проект благоустройства, вот эти конкретные территории. Не всегда, не везде в полной мере, но… Положительная динамика совершенно точно есть. И остается очень сложный вопрос — приоритетов. Что в городе в первую очередь надо благоустроить — крупное общественное пространство или придомовые территории? Вот этот выбор приоритетов — людей пока не спрашивают, но очевидно, что просто очень сложно. Понимаете? У всех своя собственная точка зрения и позиции, выбирать, условно говоря, по среднестатистическим показателям — здесь, наверное, нужна какая-то более сложная методика. Но в целом внимание к городской среде — это просто очень правильное решение.

Антон Глушков, президент НОСТРОЙ

— В России действует программа расселения аварийного жилья. Насколько актуальной она останется при начале работы в механизмах комплексного развития территорий (КРТ)?

— Вы знаете, программа работает достаточно хорошо. И мы видим: практически повсеместно на территории всей Российской Федерации сносится аварийное жилье. Другое дело, что объем этого аварийного жилья достаточно большой.

И обойтись исключительно бюджетными инвестициями, когда мы видим такой дисбаланс, то понимаем, что, наверное, не получится. Поэтому вовлечение бизнеса и вовлечение такого механизма, когда одновременно вовлекаются дополнительные земельные участки, улучшаются жилищные условия граждан, — это, конечно, здорово.

Если опять же обращаться к мировому опыту, то доля выбытия ежегодно примерно около одного процента. То есть фактически нам надо увеличивать объем жилья, который выходит из оборота, в два с половиной раза относительно тех хороших показателей, которых мы достигли сейчас. Кроме того, мы понимаем: чтобы увеличивать объемы жилищного строительства, необходимо вовлекать земельные участки в оборот. По самым скромным оценкам, до 2030 года программа комплексного развития территорий позволит вовлечь земельные участки для размещения на них жилья, примерно 800 млн кв. м дополнительных.

— Когда, как вы ожидаете, заработает программа КРТ?

— Безусловно, по-разному. Потому что федеральные документы приняты, и они требуют подзаконных документов на территории субъектов Российской Федерации. Есть у нас регионы-лидеры — такие, как Нижегородская область, которые на сегодняшний день этот процесс уже начали. Наверное, первые результаты, первые земельные участки, которые по этой схеме уже будут вовлечены в жилищное строительство, в 2022 году точно появятся.

Леонид Казинец, член бюро правления РСПП, президент НОЗА

— Хорошо. Леонид, бизнес как смотрит на механизм КРТ? Готов участвовать в этой программе?

— Собственно, бизнес в основном и является инвестором программы КРТ. Потому что программа КРТ очень понятная, и государство готовит объемы, есть отрегулированные законодательством отношения с правообладателями зданий и земельных участков. А дальше эти участки предлагаются на аукцион на выкуп. И бизнес покупает право развития территории.

Антон Глушков, президент НОСТРОЙ

— Антон. Как людям относиться к этой программе?

— Я думаю, что в общем, безусловно, это достаточно хорошее подспорье для населения. Потому что мы понимаем, что объем аварийного жилья и, соответственно, улучшение жилищных условий при использовании инструмента КРТ должно увеличиться кратно.

Леонид Казинец, член бюро правления РСПП, президент НОЗА

— И последний вопрос у меня остался — про качество инфраструктуры в российских городах. Вот как вы оцените, Леонид, насколько качество социальной, инженерной инфраструктуры мешает выполнению объемов строительства, которые заложены в нацпроекте?

— Инфраструктура — такая вещь, ее сколько ни делай, все равно хотелось бы лучше. Понятно, что социально-инженерная структура, с одной стороны, в наших городах достаточно развита. И это приходится признать. Но даже самые рьяные критики не могут не согласиться с тем, что ситуация достаточно хорошая. С другой стороны, все это нужно улучшать, и всегда вопрос об источниках финансирования. Но это очень простая развилка. Вот если мы строим какую-то территорию, 100% развития сетей, дороги, школы, детские сады, поликлиники — это обязанность застройщика. Или это должно быть разделено с бюджетом.

Это всегда вопрос баланса доходности проекта и аппетитов муниципалитетов на социальную инфраструктуру и аппетитов ресурсников на инженерную инфраструктуру. Они сегодня готовы инвестировать в развитие инженерных сетей или опять же это вопрос подключения? В разных регионах это решают по-разному. Понятно — там, где есть достаточная доходность строительства жилья и даже не жилья, застройщик идет на эти инвестиции. Там, где нет — проекты могут не состояться, остановиться. Или там будут ждать, пока появятся сети, появятся деньги на социалку. Застройщик заплатит за право строительства жилья в бюджет и будет строить.

В идеале это второй после льготной ипотеки механизм государственной политики. То есть у государства есть задача: развивать рынок доступного жилья. Правильно? Правильно. Рынок доступного жилья особенно важен в тех территориях, где экономика, ну, не самая на сегодняшний день блестящая. Именно эти регионы требуют поддержки социальной инфраструктуры, инженерной инфраструктуры.

РБК-ТВ [Квадратные метры]