8 августа, суббота 18:52

В Москве состоялось экспертное совещание по теме: «Роль общественных сил в формировании и реализации экологической повестки»

22.03.2019

21 марта 2019 года на площадке Центра социально- консервативной политики состоялось экспертное совещание по теме: «Роль общественных сил в формировании и реализации экологической повестки», модераторами которого выступили Председатель Российского социально-консервативного союза Андрей Громов и заместитель руководителя Экспертного центра ВРНС Сергей Волобуев.

В состав президиума также вошли депутат ГД РФ, член комитета по экологии и охране окружающей среды Александр Фокин и директор высшей школы тарифного регулирования РАУ им. Г.В. Плеханова Сергей Беляев.

 Участие в мероприятии приняли Председатель Общероссийского общественного движения «Федеральный сельсовет» Василий Мельниченко, вице-президент СПб ТПП, член Советов НОСТРОЙ, НОПРИЗ Антон Мороз, научный руководитель ИГЭ РАН, доктор геолого-минералогических наук, академик РАН Виктор Осипов, вице-президент БФК «Кремлёвский» Олег Савватеев, Президент фонда поддержки законодательных инициатив Григорий Томчин, генеральный директор ЦСКП Людмила Шувалова, Координатор региональной группы общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса в Московской области Антон Хлынов, генеральный директор Центра охраны дикой природы Алексей Зименко, Председатель Профсоюза садоводов России, эксперт в области земельных отношений и правового регулирования садовых некоммерческих объединений Людмила Голосова и другие.

В ходе совещания участники обсудили перспективы развития системы экологической безопасности в рамках поставленных Президентом РФ задач по повышению качества жизни граждан, созданию качественной и доступной инфраструктуры, защите окружающей среды и здоровья граждан, а также ускорению темпов развития. 

Об экологии с точки зрения экономики и экономической политики рассказал Сергей Беляев, а о критериях оценки экологической обстановки, о законопроектах в сфере охраны окружающей среды и реформирования системы сбора и утилизации отходов доложил Александр Фокин.

Виктор Осипов осветил проблему уничтожения природных и биоресурсов, которая, в свою очередь, приводит к проблемам выживания человечества, и как следствие к разрушительным войнам, беженцам и т.д. По его словам, природа и природные ресурсы – основа жизни. И производит их не человек, а биосфера. А роль человека в сохранении и бережном отношении к природным ресурсам достаточно велика. 

Затем выступил Антон Мороз. Он остановился на основных проблемах, которые препятствуют улучшению экологической ситуации в стране, а также ведению и развитию природоохранной деятельности. 

Первая проблема - внедрение новых технологичных экологических материалов и новых технологий, способствующих улучшению экологической ситуации и природоохранным процессам. Это связано с тем, что на сегодняшний момент все проходящие на территории РФ бизнес-процессы по различным отраслям имеют краткосрочные перспективы реализации. Они подразумевают не вложение крупных инвестиций в технологии, а зарабатывание денег на этапе реализации проекта и в некоторый короткий промежуток времени после. Внедрение технологических процессов и технологичных материалов, особенно в части природоохранной деятельности и экологии, связано с большими инвестициями, большим сроком выхода на окупаемость. 

Соответственно это длительный срок реализации проекта и выхода на его финансово-экономическую эффективность. Бизнес идёт по пути наименьшего сопротивления, предпочитая заработать деньги на начальной стадии, а не на эксплуатационной, длинной стадии, как происходит во всем мире. Это самая большая и актуальная проблема, она напрямую связана с имеющейся в РФ экономической напряженностью. Пути решения - это государственное экономическое и законодательное стимулирование, начиная от налогового и финансового и заканчивая инвестированием в технологические экологические процессы, а также в предприятия, развивающие эти направления, путём кредитования, предоставления им льгот, а также меры ограничивающего характера по принципу «палки» для бизнеса, тесно связанного с загрязнением окружающей среды: не исполнил - получил административное или иное взыскание, которое заставит задуматься на предмет отсутствия желания внедрения данных технологий. В нашей стране сейчас необходимо применять оба метода. 

Следующая проблема – это система образования и воспитания экологической культуры, которая, к сожалению, за последние 90 лет в нашей стране была абсолютно не развита. По мнению спикера, необходимо возрождать экологическое воспитание на самой ранней стадии образовательных процессов, вводить новые образовательные продукты, приводить собственные примеры и т.д.

«Психология детей достаточно восприимчива к любым инновациям и один простой пример, связанный с тем, каким образом можно сделать двор, улицу, город чистым, уже приводит к тому, что на всю жизнь вкладывается в голову нежелание мусорить на территории, на которой проживаешь. Необходимо пересмотреть систему восприятия ценностей: дом - не очерченная стенами площадь, а «дом» у нас - территория РФ. Поэтому выходя за пределы квартиры, бросив бумажку - ты точно так же мусоришь дома. Это должны быть продуманные педагогические системы воспитания и системы образования, которые будут внедряться на ранней стадии в систему школьного и дошкольного образования» - подчеркнул Антон Мороз.
Третье – проблема эффективности государственных программ в части природоохранной деятельности и экологии.

«Большинство программ, которые применяются на территории РФ, имеют крайне низкую реализацию. То есть мы вроде имеем федеральную поддержку, деньги, кучу преференций, но при реализации программы на уровне муниципалитета мы сталкивается с огромным количеством вопросов, начиная от вопросов по незнанию и неграмотности чиновников нижнего и среднего уровня, заканчивая вопросами со стороны контролирующих органов, которые зачастую приводят к принятию на местах решения по принципу «не буду делать, не буду иметь проблем».
Эти программы существуют на бумаге и существует их финансирование, но они абсолютно нереализуемы. В пример можно привести ФЦП «Чистая вода», программа хорошая, но с крайне низкой реализацией».

По словам Антона Мороза, необходимо создавать технологичные производства по утилизации отходов и бизнес готов это делать. Но для того, чтобы это предприятие было построено за счёт частных инвестиций и окупаемо, оно должно иметь постоянную загрузку, причём абсолютно правильно сформированную - с раздельной подачей мусора, с четким и понятным графиком загрузки, с потребностью исходящей продукции, полученной по мусороперерабатывающей технологии. Такой продукцией может быть, например, энергия, это широко развито у наших Германских соседей. То есть мусороперерабатывающее предприятие может не только утилизировать мусор, создавать новые материалы, но и вырабатывать энергию, уменьшая таким образом концентрацию и потребление энергии из природных источников, что, в свою очередь, будет приводить к улучшению экологической ситуации.

Также, достаточно велика проблема транспортировки мусора от точки сбора до завода.

 «Начнем с того, что у нас отсутствует абсолютно селективный сбор мусора, отсутствуют промежуточные полигоны, нет единой системы контейнеров, нет единой системы транспортных средств, которая могла бы обеспечивать своевременную перевозку мусора до точки утилизации. Если перейти сейчас к необходимому раздельному сбору мусора, то мы будем обязаны втрое увеличивать количество автотранспорта, потому что в каждом дворе будет собственная система контейнирования той или иной группы мусора. Здесь необходима чёткая работа государства с законодательством на федеральном и региональном уровне, которая приведёт эту систему управления отходами к единому показателю: все должно собираться в единые источники, с чёткой понятной номенклатурой сборных изделий, с понятной логистической системой, специализированным автопарком, с созданием промежуточных полигонов и контролем за их деятельностью. Тогда действительно мусор доедет до заводов и тогда эти заводы появятся».

Помимо прочего нужно обратить внимание на регламент размещения мусора, так как у нас половина страны – это малоэтажные постройки, дачные посёлки, дачные некоммерческие партнёрство и т.д. На данный момент мы имеем такие регламенты, что фактически вывоз мусора становится невозможным. Поэтому нужно создать единый регламент размещения мусора на территориях ИЖС и ДНП для упрощения процедуры сбора и транспортировки отходов. Далее, нужно изменить комплексную стратегию природопользования и экологии, которая должна быть основана на таких базовых элементах, как воспитание путём введения экологической тематики в систему образования, стимулирования людей и организаций по правильному обращению с отходами и внедрение технологий всеми возможными способами. На это нужно время, поэтому процесс необходимо запускать на начальной стадии уже сейчас.
Отдельная проблема связана с размещением на территории России полигонов по мусоросборке и с системным планированием любых заводов, полигонов, мусороуборочных площадок и т.д. Она является частью проблемы территориального планирования (что было отмечено всеми участниками).

«Уровень градостроительной документации и ДТП, которые созданы за последние четыре года, настолько низок по качеству, что бизнес фактически размещает строительные объекты и объекты по утилизации мусора не там, где нужно, а там, где можно. Поскольку документы на бумаге позволяют размещать такие объекты в местах, недопустимых для этого по природным показателям, мы имеем несанкционированные свалки, вырубку леса, произвол чиновничества, коррупцию и т.д. А если мы вернёмся к нормальной системе территориального планирования, которая будет осуществляться профессионалами высокого уровня либо институтами территориального планирования, подконтрольными государству или общественным организациям, то мы создадим нормальную карту экономически обоснованного территориального развития страны, которая в том числе будет содержать и карту возможного размещения объектов, связанных с природоохранной деятельностью, размещения заводов по утилизации твёрдых бытовых отходов, а также создавать барьер к появлению объектов, которые по формальным признакам соответствуют законодательству, но в целом не имеют ничего общего с природоохранными и экологически чистыми объектами, и создают огромную угрозу для экологии и охраны окружающей среды. Помимо этого, необходимо совершенствовать работу надзорных органов, которые справляются не в полном объёме, как по причине коррупционности, так и по причине недостаточной совершенности законодательства своими нормами. Когда норматив может трактоваться в две стороны, любой юрист обосновывает правоту, и соответственно, любой чиновник нижнего звена с удовольствием воспользуется этой поправкой для того, чтобы не принять меры. Закон должен чётко определять позиции, максимально защищать экологию, способствовать природоохранной деятельности и защите населения от техногенных катастроф. В такой ситуации надзор не будет иметь возможности свободного толкования своих действий и будет легко поднадзорен органам, его контролирующим» - заметил Антон Мороз.

Ну и наконец, те системные ошибки, которые выявляются в законодательстве, постоянно вносят на рассмотрение в Законодательные органы власти обширным блоком, что делает невозможным их принятие. Необходимо выделить чёткие проблемы, разбить их на группы. Вносить поэтапно, по одной - две поправки, учитывая опыт общественных организаций и работу с профильными органами федеральной исполнительной и законодательной власти, решать задачи точечно. 

В завершение выступления Антона Мороза все участники поддержали необходимость работы с ДТП для того, чтобы полностью расписать структуру и состав документов территориального планирования страны, с указанием возможности тех или иных территорий использования под определённые направления.

Далее Василий Мельниченко высказал тезис о том, что укоренение народов на Земле - это один из способов решения экологических проблем. По его мнению, сохранить экологию можно благодаря развитию крестьянства.

Также в ходе мероприятия была представлена презентация Группы «Устойчивое развитие» по защите от строительства полигона для захоронения отходов на территории Владимирской и Московской области. Полигон, который будет являться крупнейшим в России, может полностью уничтожить экологию и жизнепригодность земель и более 40 населенных пунктов вокруг. Более того, он убьёт все имеющиеся водные ресурсы и запасы пресных подземных природных вод и уничтожит «зеленый щит» Московской и Владимирской области – вековой сосновый лес площадью 1500 Га. В случае строительства полигона и введения в эксплуатацию нас ждёт экологическая катастрофа, по расчёту учёных, через 540 дней.

Основным тезисом выступления Григория Томчина явилась необходимость выработать управленческие решения на стыке интересов государства, ученых и общества, а Антон Хлынов озвучил имеющуюся в природоохранной деятельности и в деятельности по защите экологии России, с точки зрения ОНФ, проблематику и предлагаемые пути её решения.

По итогам совещания участники приняли решение сформировать общественно-экспертную структуру, которая займется анализом проблемных ситуаций в ходе реализации экологической повестки и будет разрабатывать рекомендации в сфере возможных решений выявленных проблем.