25 июня, суббота 04:30

Реализацию Концепции совершенствования механизмов саморегулирования обсудили на круглом столе в НОСТРОЙ

20.01.2016
Круглый стол на тему «Реализация Концепции совершенствования механизмов саморегулирования: этапы и задачи» состоялся 19 января 2016 года в Ассоциации «Национальное объединение строителей» при участии руководства НОСТРОЙ, представителей Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты, НОПРИЗ, профессионального саморегулируемого сообщества. Мероприятие вызвало повышенный интерес со стороны профсообщества: в нем приняли участие более 120 человек со всей России, в том числе в режиме видеосвязи.

Заседание круглого стола открыл Президент НОСТРОЙ Николай Кутьин. Он напомнил, что Концепция совершенствования механизмов саморегулирования утверждена Правительством Российской Федерации 30 декабря 2015 года. В настоящее время в целях реализации документа готовятся поправки в действующее законодательство, предусматривающие изменения в Федеральный закон № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». По этому вопросу уже внесены предложения, которые значительным образом могут повлиять на будущее саморегулирования в строительной отрасли. Николай Кутьин особенно подчеркнул, что необходимо в рамках круглого стола выработать консолидированную позицию профессионального сообщества для последующего участия в подготовке законодательных актов Российской Федерации.

Вице-президент РСПП Виктор Плескачевский еще раз озвучил свое видение системы саморегулирования. Так, он подчеркнул, что не видит особой разницы и особенностей в регулировании строительной отрасли и иных сфер, в которых введено саморегулирование, что принципы регулирования стройки лишь на 5-10 % отличаются от всех остальных видов деятельности. Равно как, по его мнению, нет разницы и в видах строительных работ и, следовательно, можно все их объединить под одним видом деятельности, – строительная.

Николай Кутьин выразил возражение на выступление Виктора Плескачевского. Он подчеркнул, для выполнения строительных работ необходимо иметь соответствующий допуск – подтвердить соответствующую квалификацию, нести ответственность за безопасность и качество, обеспечивать исполнение проектно-сметной документации, Федерального закона № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Вице-президент НОСТРОЙ Николай Маркин более подробно рассказал о содержании и разделах самой Концепции. В частности, в тексте распоряжения сказано, что федеральные органы исполнительной власти должны руководствоваться положениями Концепции при осуществлении функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах предпринимательской и профессиональной деятельности.

Опираясь на текст Концепции, Николай Кутьин сделал главный вывод: документ еще раз подтверждает, что саморегулирование существует, и у Правительства России нет сомнений, что система сформировалась и эффективно функционирует. Национальное объединение строителей принимало активное участие в работе над проектом Концепции, и, несмотря на то, что не все предложения были учтены, Правительством Российской Федерации утвержден целостный документ, который направлен на развитие всего отечественного института саморегулирования.

С докладом «Инструменты обеспечения имущественной ответственности» выступила Мария Воронина, член Совета ТПП по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности. Она отдельно отметила, что имущественная ответственность – это дополнительная ответственность бизнеса перед потребителем в системе договорных отношений.

Заместитель руководителя аппарата НОПРИЗ Сергей Чернов отметил ключевые особенности направлений совершенствования системы саморегулирования, нашедшие отражение в тексте Концепции, и остановился на трех этапах реализации документа. По его мнению, исполнение пунктов Концепции целесообразно представить в виде Плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию механизмов саморегулирования, который необходимо составить в кратчайшие сроки. Особое внимание он, в том числе, обратил на новый термин, который вводит Концепция – отраслевое совместное регулирование, когда государство, с одной стороны, а профессиональное сообщество, с другой стороны, оптимизируют и совместно регулируют систему, решают стратегическую задачу по переходу к новой модели управления экономикой.

С перспективами развития саморегулирования в строительной отрасли в связи с утверждением Концепции выступил Александр Мешалов, вице-президент СРО «Объединение нижегородских строителей». В частности, он отметил, что реформы должны быть постепенными, не следует сразу кардинально менять сложившиеся отношения, а последствия каждого предложения нужно просчитывать. В связи с этим он предложил отметить в резолюции необходимость сохранения обязательного членства в СРО строительной отрасли, в национальных объединениях СРО, а также наделить национальные объединения саморегулируемых организаций правом утверждать стандарты и правила, обязательные для всех СРО, входящих в их состав. Кроме того, по словам Александра Мешалова, меры по реализации Концепции, включая проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов, должны приниматься не только по согласованию с федеральными органами, осуществляющими государственное регулирование в отрасли, но и с предпринимательским или профессиональным отраслевым сообществом.

Генеральный директор СРО «Строительное региональное партнерство» (г. Новосибирск) Максим Федорченко подчеркнул, что обсуждаемая Концепция стала важным и своевременным стратегическим документом, который определит будущее саморегулирования в строительной сфере. Однако он отметил отсутствие законодательно закрепленных норм, обязывающих государственные органы прислушиваться к мнению профессионального сообщества. Это сводит на нет многочисленные усилия и многолетнюю работу национальных объединений. В частности, проведенная НОСТРОЙ огромная работа по стандартизации уперлась в нежелание государственных органов признавать разработанные стандарты. Поправки в Федеральный закон № 214-ФЗ, подготовленные Экспертным Советом НОСТРОЙ, которые поддерживает большинство добросовестных застройщиков, не учтены, Минстрой России внес законопроект в Госдуму без корректировок. Максим Федорченко, как и многие другие выступающие, обратил внимание, что в настоящее время нет механизма взаимодействия СРО, национальных объединений с федеральными органами исполнительной власти. Причем аналогичная ситуация, подчеркнул он, складывается и на уровне регионов. По его мнению, эта проблема должна решаться в рамках предложенной Концепцией трехуровневой модели саморегулирования, согласно которой предусмотрено взаимодействие НОСТРОЙ с органами исполнительной власти.

Член Совета НОПРИЗ Антон Мороз особо подчеркнул роль профессионального сообщества как основной опоры при подготовке законодательных актов и необходимость согласования с ним принимаемых документов. Он выразил сожаление, что на мероприятии отсутствовали представители из Минэкономразвития России, однако предложил на базе этого министерства, курирующего всю систему саморегулирования, создать временный орган, который стал бы основным органом при подготовке нормативно-правовых актов, предусмотренных в Концепции. Более того, он отметил необходимость обязательного участия в подготовке документов двух национальных объединений строительной отрасли, НОСТРОЙ и НОПРИЗ, поскольку они представляют и выражают мнение миллионов граждан, ведущих процесс строительства, проектирования и изысканий.

Кроме того, в рамках круглого стола с докладами по реализации Концепции выступили: генеральный директор СРО Союз «СтройСвязьТелеком» Юрий Мхитарян, генеральный директор СРО «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский, член регионального штаба Общероссийского народного фронта в Санкт-Петербурге Павел Созинов, заместитель генерального директора СРО «МООСС» Александр Бабин.

В ходе круглого стола все его участники единодушно отметили, что профессиональным сообществом выстроена система широкого обсуждения проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающая как личное участие члена саморегулируемой организации, так и выражение консолидированной позиции в лице саморегулируемой организации и национального объединения саморегулируемых организаций. Однако мнение профессионального сообщества не всегда получает должную оценку со стороны уполномоченных государственных органов. Поэтому необходимо выстраивать механизм взаимодействия профильного министерства с профессиональным сообществом для решения актуальных проблем.

Особую озабоченность участников круглого стола вызывали непрекращающиеся бессистемные изменения законодательства о градостроительной деятельности и законодательства о саморегулировании. Позитивно оценивая принятие Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, которая дает вектор и направление развития института саморегулирования в России, в том числе в строительной сфере, было выражено единодушное мнение о необходимости приостановления изменений законодательства в сфере саморегулирования.

По итогам заседания участникам мероприятия предложено направить свои замечания и комментарии, которые будут отражены в итоговой резолюции круглого стола.